Ограничение доступа к государственной информации

521597_482124358491632_2011348796_nГосударство в рамках своей деятельности создает огромные массивы информации — это статистика, отчеты ведомств, информация о доходах чиновников и многое другое. Мы имеем право получать такую информацию, ведь она создается на деньги налогоплательщиков, то есть нас с вами. И вполне логично, что сегодня она должна быть в интернете, на сайтах органов власти, так как это обеспечивает оперативный доступ к информации в режиме 24/7.

Открытый доступ граждан к государственным информационным ресурсам через интернет формирует правовую культуру, создает условия для общественного контроля над действиями чиновников, что делает власть более ответственной и эффективной.

Право граждан получать достоверную и актуальную информацию госорганов при помощи их официальных сайтов гарантировано законами (№8-ФЗ от 09.02.2009 и №262-ФЗ от 22.12.2008). Однако до сих пор нередко приходится сталкиваться с тем, что опубликованные данные неполны, либо их практически невозможно найти на сайте, либо посетителей встречает неизменная подпись «раздел на реконструкции» (особенно, если речь идет о финансовой информации). Нередко это связано с тем, что недобросовестные чиновники по-прежнему воспринимают необходимость информировать граждан о своей работе как досадную помеху для своей основной деятельности.

Мы считаем, что найти нужные сведения на государственных сайтах должно быть так же просто, как узнать расписание кинотеатра. Спрос пользователей интернета на открытую информацию и качественные сайты органов власти – это существенный стимул для позитивных изменений в этой области.

 

Наши требования:

— соответствие сайтов органов власти российскому законодательству;

— проактивное раскрытие информации – государство должно учитывать запросы общества на те или иные категории информации, и публиковать ее заблаговременно.

— ориентация на пользователя – понятность и навигационная доступность информации, удобные интерфейсы.

— адекватная политика публикации информации в форматах открытых данных (open data):

а) ориентация на международные стандарты использования машиночитаемых форматов;

б) открытые данные не должны заменять информацию в «человекочитаемых» форматах (увы, такая практика существует).

— сайты госорганов должны стать площадками взаимодействия между властью и гражданами, для чего необходимо создать работающие формы обратной связи, интернет-обсуждения законопроектов, опросы, голосования и т.п. элементы электронной демократии